Форум » Архив » Лоренцаччо » Ответить

Лоренцаччо

Lidok:

Ответов - 301, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 All

Haker: http://www.newstube.ru/media/lorenzachcho-prem-era-malogo-dramteatra-peterburga

Конфетка: http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1556763&ThemesID=680 В додинском МДТ редко объясняют, о чем их спектакли. Но программка этой дипломатической премьеры снабжена не только биографическими справками по Альфреду де Мюссе и реальному Лоренцино Медичи, ставшим прототипом указанной пьесы, но и обращением самой госпожи Стависки, лауреата Премии Мольера, c 2000 года возглавляющей театр "Селестен". Еще можно узнать, что сам Мюссе полагал эту свою пьесу, как и ряд других, драмой для чтения. Что, как драматурга, его открыла французской сцене императорская Александринка — постановкой драмы "Каприз". После чего и французы решились своего классика не только читать, но и декламировать со сцены. Что первой исполнительницей роли Лорензаччо стала Сара Бернар в конце позапрошлого века и что новую жизнь классическому герою дал Жерар Филипп в постановке Жана Вилара в самой середине века прошлого, где была подчеркнута линия подпольной борьбы с тиранией. После чего "Лорензаччо" становится одной из самых репертуарных пьес французского театра, а его герой обретает славу "французского Гамлета". А в России эту пьесу обязательно изучают во всех театральных вузах, но практически не ставят. В Петербурге это и вовсе первый опыт. Режиссер Клаудия Стависки выступила здесь не только постановщиком, но и сценографом. И можно сказать, что оформление сцены настолько лаконично, что его и вовсе нет. Открытая черная коробка сцены и появляющиеся каждый на свой эпизод скупые, функциональные предметы — кровать, стол, мольберт, две передвижные лестницы. Но смысл этой скупости кроется в национальной природе французского театра, необходимости показать на сцене в первую очередь слово драматурга, уж тем более в день его 200-летнего юбилея. Оба театра не скрывают, что при работе над спектаклем почувствовали столкновение двух разных театральных культур. Действительно, изысканная академическая французская традиция формально великолепного, отточенного в интонациях, в позах и жестах художественного слова бывает не слишком убедительна на сцене русского психологического театра. И очень показательна в этом отношении работа Петра Семака в роли кардинала Чибо. Великолепный актер отлично принят зрительным залом, но ведет свою партию на таком градусе невозмутимости, полного формального соответствия с задачами и вместе с тем, похоже, не затрачивая и сотой доли своего актерского мастерства, что можно упрекнуть в личном, ироническом отношении к этой роли. Он будто бы играет всех вместе взятых интриганов в красных мантиях, какие только существовали на советской академической сцене. И корни этого отношения полностью обнажаются в финальной мизансцене шантажа маркизы Чибо (Уршула Малка). Кардинал воздевает над прижатой к стенке маркизой скрюченные руки, разражается оперным смехом, в фонограмме звучит какой-то гром. В МДТ такого давно не видели. Флорентийские костюмы "Лорензаччо" очень красивы (художник Агостино Кавалька), и, как выяснилось, актерам МДТ свойственно умение отлично носить исторический костюм. Собственно, по части истории замечаний практически нет. Тем более что госпожа Стависки не занята ни исторической реконструкцией событий XVI века, ни возрождением традиций романтической сцены. Тут уж чего стоит хотя бы явленная с кровавым натурализмом сцена убийства Алессандро Медичи (Владимир Селезнев) и подвешиванием его трупа за ноги. Однако, согласно российской сценической традиции, современный потенциал пьесы Мюссе выглядит все же неиспользованным. Хотя в ней есть и дискуссия о борьбе с нежелательной властью законными способами или путем террора. Именно в этом коренное расхождение старшего Строцци (Александр Завьялов) и Лорензаччо (Данила Козловский). Их дуэт звучит в этом спектакле живо и правдоподобно. Данила Козловский играет своего героя скорее своего рода Тартюфом, одержимым извращенной жаждой личной славы и мести. Свобода Флоренции и развращенность власти его, похоже, не столь уж сильно волнуют. Но ему интересно жить, когда есть интрига. И гибель Лорензаччо здесь мало похожа на жертву на алтарь свободы. Просто ему смертельно скучно. Романтическая традиция благородного героя под маской в петербургско-лионском "Лорензаччо" оказалась полностью развенчана. Цель никак не может оправдывать средств. Вот в этом, несмотря все формальные различия, "Селестен" с МДТ, похоже, полностью согласны.

Аксинья: Haker пишет: мне кажется что помпезности и громких вокруг спектакля больше чем нужно. А вот тут соглашусь. И, если честно, начинает утомлять весь этот шум вокруг иностранных постановщиков. Можно подумать, они нас прямо осчастливливают своей работой, снисходит просвещенная Европа до варварской России. Уф!


Обыкновенная: Аксинья пишет: И, если честно, начинает утомлять весь этот шум вокруг иностранных постановщиков. Можно подумать, они нас прямо осчастливливают своей работой, снисходит просвещенная Европа до варварской России. Уф! Угу, угу. Конечно, бывают счастливые примеры (один РАМТовский "Идиот" чего стоит(л)), но шум действительно запредельный, несопоставимый с результатом (Занусси с его "Доказательством" - недавний и всем нам близкий пример). Неужели у нас нет своих талантливых режиссеров? "Нас так много" (с) Единственное, что радует (точнее, злорадует ), что наш любимый "ЛоренЦаччо" с ЕРом в главной роли все равно, судя по отзывам, остался лучшим

Svet-Lana: Обыкновенная пишет: бывают счастливые примеры Наверное, такое счастливое исключение - прибалтийские режиссеры (Туминас, Някрошюс, Херманис). Их эксперименты на российской сцене или с российскими актерами по большей части удачны. Хотя не стану сильно ругать западноевропейских постановщиков, потому что некоторым спектаклям, увиденным в последнее время, я обязана сильнейшими впечатлениями.

Фрося: Видела сюжет о спектакле по каналу "Культура". Очень хвалебный. И костюмы-то подлинные, и достоверность историческая, и наконец-то мы приобщимся к великой культуре. Похоже, без французов нам никуда В сюжете ещё было интервью с французской режиссёршей, она искренне уверена, что пьеса для нас открытие. Судя по отзывам знакомых,посетивших сие действо, постановка показалась им довольно скучной. Рамтовский спектакль интереснее и динамичнее. Ну и "наш" Ренцо просто умопомрачительный

Svet-Lana: Фрося пишет: Рамтовский спектакль интереснее и динамичнее. Ну и "наш" Ренцо просто умопомрачительный Кто бы сомневался. Жалко, что мало отрывков в инете с Жераром Филипом сохранилось. Вот с кем можно было бы сравнивать. Хотя печально, что, судя по рецензиям, Семак "завалил" роль кардинала. Он же отличный актер, (шепотом) лучше Веселкина.

El-Se: Если я правильно поняла, то питерская постановка это версия лионской постановки того же режиссера http://www.youtube.com/watch?v=ooi-XiBYI1E

Обыкновенная: Svet-Lana пишет: такое счастливое исключение - прибалтийские режиссеры Светлана, прибалтийских режиссеров я просто не воспринимаю, как ненаших Возможно, в силу возраста... , привыкла, что мы - одна страна...

Svet-Lana: Обыкновенная , я тоже их воспринимаю, как "наших" , зато они сами всегда очень подчеркивают свою принадлежность именно к западно-европейской культуре.

Аксинья: Обыкновенная пишет: Занусси с его "Доказательством Честно - имела в виду именно его. Значит, не я одна такая. Да, прибалтов от 30-35 и выше тоже не воспринимаю "чужими". Ну, они и родились в СССР, а не в Евросоюзе, культурная основа еще одна. ИМХО.

Аксинья: Svet-Lana пишет: очень подчеркивают свою принадлежность именно к западно-европейской культуре у них, насколько я понимаю, очень остро стоит проблема самоидентификации (у народов), своя культура слишком молода, если те же финны, уже будучи в РИ учили финский язык по Калевале, а первый театр Эстонии появился в начале XX века, о чем тут говорить...Надо же к кому-то пристраиваться. Опять-таки, сугубо ИМХО. Эта очень сложная тема, имеющая отношение больше к политике, чем, собственно к культуре и искусству. А что касается Ренцо, то я Козловского не воспринимаю в принципе, хотя по возрасту он, конечно же, больше подходит. Но не выходит у него романтического героя. Кажется, и в сюжете об этом сказали. Не тот типаж актера. Мы привыкли к романтичному Ренцо, что тут поделаешь

nik_guest: Обыкновенная пишет: прибалтийских режиссеров я просто не воспринимаю, как ненаших Да уж, если еще учесть, что Някрошюс учился у Андрея Гончарова, да и Туминас вроде ГИТИС закончил, то какие же они "ненаши"!

Svet-Lana: nik_guest пишет: Да уж, если еще учесть, что Някрошюс учился у Андрея Гончарова, да и Туминас вроде ГИТИС закончил, то какие же они "ненаши"! В продолжение отнюдь не спора, но беседы позволю себе привести цитату из интервью Туминаса: В: Несмотря на все, что вы сказали, малюсенькая Литва, численность населения которой равняется населению небольшого округа Москвы, — по-прежнему одна из главных театральных держав Европы. У вас есть объяснение этому феномену? О: В одной фразе это трудно, конечно, объяснить. Ну, во-первых, мы — маленький народ. Мы долго жили, не имея своей власти. А вот в театрах власть существовала, и очень даже реальная. Мы, режиссеры, в ней крепли. Ощущали себя властелинами. И в этом был определенный стимул, конечно. А еще... Может быть, это оттого, что мы недалеко отошли от язычества. Литва ведь была последней страной, которая приняла христианство в Европе. У нас весь мир вокруг наделяется душой — и камень, и дерево, и река, и сама земля, конечно. И это все не где-то наверху, а здесь — с тобой рядом. И поэтому возможен диалог со всем божьим миром и с каждым отдельным деревом. Отголоски этого отношения к миру можно обнаружить в любом литовском спектакле. Мы все в Литве этим грешим. Меня когда-то сравнивали с Някрошюсом и даже обвиняли в заимствованиях. Глупо это. Някрошюс, наверное, единственный режиссер, с которым мы действительно дружны, и мы посмеивались над этой ситуацией. Потому что есть какие-то вещи, которые переходят в Литве из спектакля в спектакль — независимо от индивидуальности режиссера. Я помню, я делал "Маскарад", а он — "Гамлета". Мне показалось, что в "Маскараде", в этой драме любовной, посреди зимы должен быть огонь. Театральная рампа настолько накалилась от страстей, что даже дым от нее пошел. А у Някрошюса в "Гамлете" тоже был такой образ —- огонь посреди льда. И менеджеры долго разбирались друг с другом, кто у кого этот образ позаимствовал. Да никто ни у кого.

Haker: еще о премьере театра Додина http://ihmisen-tytto.livejournal.com/7420.html Постановка художественного руководителя французского театра «Селестэн» Клаудии Стависки стал замечательным тандемом таких мастодонтов сцены как Пётр Семак, Александр Завьялов – и молодой студии Малого драматического. Хотя плохо замаскированное актёрское обаяние Данилы Козловского, надо признаться, несколько затеняет неоднозначный и мрачный образ Лоренцо Медичи. Даже взъерошенные волосы и неаккуратно заправленная рубашка оказались не совсем убедительны. Алессандро в исполнении Владимира Селезнёва тем временем совсем не выглядит зловещим. Он не ужасает, скорее, внушает лёгкое отвращение. Отбившийся от рук ребёнок, только вместо кукольных голов летят – человеческие. А может, такими и стоит изображать тиранов: не чудовища, просто безответственные подлецы… Обрамление спектакля более чем лаконично, этакая клеммерная рамка. Пышные, педантично продуманные костюмы подчёркивают наготу чёрного пространства сцены. В каждом эпизоде ненавязчиво присутствуют один-два предмета: кровать или лестница, или петля, услужливо спускающаяся к телу убитого герцога. Взяв риск поставить пьесу, написанную не для театра, Театр справедливо решил не обременять себя созданием сложной интерпретации и сделал всё, чтобы не мешать тексту в чистом виде. Сцены сменяют друг друга, как кадры, они статичны и опосредованно связаны между собой. Интересно и поначалу работает. Но, к сожалению, не хватает динамики. Первые две сцены проходят на одном дыхании. Начинаясь с эпизода, где Лоренцо отказывается от дуэли, действие живописует обстановку и нравы герцогского дома. Затем сцена с Марией (Татьяна Рассказова) и Катариной (Екатерина Клеопина), завершающаяся диалогом изгнанников. Таким образом, во-первых, нас без предисловий знакомят с Лоренцо, а во-вторых, начинают спектакль с противопоставления власти и народа, ею мучимого (изгнанники ловко рассеяны по партеру и когда они переговариваются в темноте, создаётся полное ощущение, что голоса звучат прямо из зрительного зала). Но затем… затем логика и связность куда-то рассеиваются, тонут в тексте и, откровенно говоря, становится скучно. Оживлённый интерес появляется периодически: иногда благодаря игре актёров, иногда из-за накала страстей в пьесе (в тексте, но, к сожалению, не в действие). Привлекает внимание музыкальное оформление в спектакле. Например, натуралистичное и кровавое убийство Алессандро свершается под трепещущие звуки вальса Шопена; справедливая бойня, которую Лоренцо называет своей «свадьбой» действительно начинается, как встреча влюблённых: многозначительные взгляды и недомолвки Лоренцо, кружащего подле и над своей жертвой, его любезность и даже какая-то трепетность по отношению к герцогу – не упустить долгожданный шанс… После смерти Алессандро правителем становится Козимо Медичи, которого, конечно, тоже играет Селезнёв. Прозрачная метафора: какая разница, жив прежний тиран или пришёл новый, когда тирания продолжает существовать сама по себе: в трусости Совета Восьми, в равнодушии «борцов за свободу», в лёгкой и почти добровольной управляемости народа? *** Пьесу Мюссе я прочла только перед спектаклем. Чуть позже узнала, что «Лоренцаччо» когда-то ставил Валерий Фокин (с Константином Райкиным в главной роли). Тогда стало отчасти понятно, как появился его «Гамлет». Цитата из «Лоренцаччо»: «Посмотрите-ка на его маленькое тощее тело – на это воплощённое похмелье после оргии». Это же и есть образ, создаваемый Дмитрием Лысенковым на недавней премьере, ну да, «французский Гамлет». Не одну параллель можно провести. У Фокина сильные мира сего «затыкают» народ фейерверками и пафосным маршем. У Мюссе перед потенциальным восстанием: (реплика Джомо) «Посыпьте песком у ворот и не жалейте ни вина, ни снеди. – (реплика Руччелаи) Бедный народ!.. Как тебя обманывают!» Хлеба и зрелищ. И так далее и так далее… А последняя сцена в «Лоренцаччо» (не сказать, чтобы мастерски обыгранная у Стависки: кардинал (Пётр Семак) и Козимо «плывут» по сцене в театральном дыму под звуки похоронного марша – смерть Лоренцо, смерть Республики, всех надежд и ещё Бог знает чего?) одновременно напомнила мне коронацию Клавдия у Фокина и позже – взошествие на престол Фортинбраса. Как бы то ни было, «Гамлеты» и «Лоренцаччо» особо остро звучат в наших реалиях и бесспорно, нужны нашему зрителю.

Svet-Lana: А теперь снова о спектакле РАМТа. Клип по мотивам спектакля родился быстро, а вот мысли никак не хотели складываться в текст, и понадобилось какое-то время, чтобы отструктурировать свой поток сознания, понять, что же зацепило в этом спектакле, помимо оригинального пространственного решения и хорошей актерской игры. В этой сценической версии пьесы А.Мюссе много всего: персонажей, сменяющих друг друга мест действия, самого действия, красок и оттенков, но, несмотря на карнавальную яркость и пестроту мне показалось, что «Лоренцаччо» - прежде всего спектакль об одиночестве, непреодолимом, бесконечном, мучительном. Одинок Лоренцо Медичи, многие месяцы вынашивающий план убийства герцога Алессандро и освобождения родной Флоренции от ига тирании, и вынужденный таить «и мысли, и мечты свои», потому что некому поведать страхи и сомнения, некому довериться и не от кого ждать поддержки. Свершив свой «страшный суд», предав герцога смерти, должен и сам Лоренцо сойти вслед за ним в «долину смертной тени», потому что нет силы, которая удержала бы его среди живых: умирает мать, проклинают прежние «друзья» при дворе и ненавидят и завидуют республиканцы, из-под носа у которых он «украл» трофеи триумфаторов. Одинок и герцог Алессандро, нарочно испытывающий своими поступками долготерпение знати и народа Флоренции, совершающий поочередно все смертные грехи, без устали меняющий женщин в попытке найти хоть какой-то интерес, какой-то смысл в жизни, помимо своего безудержного хотения. Одинок несчастный Маффеи, у которого похоть герцога отняла единственного любимого им человека, сестру. Одинока Мария Содерини, обманувшаяся в честолюбивых надеждах, возлагавшихся ею на единственного сына, с ужасом осознающая, что вырастила «чудовище». Одинока Катерина, прекрасная книжница, читающая на латыни историю древнего Рима и не замечающая того, что свершается у нее на глазах. Одинок Филиппо Строцци, окруженный любящими и почитающими, но абсолютно не понимающими его поступков родственниками. Даже Пьетро Строцци, безуспешно пытающийся выйти из тени своего отца, и тот одинок в своей сатанинской гордыне и амбициях, потому что не может найти соратников, готовых последовать за ним. Одинок и кардинал Чибо, лелеющий честолюбивые планы о безграничной власти, плетущий сложнейшие интриги, для того чтобы подняться еще выше. И Козимо Медичи, внезапно вознесенный на вершину то ли волею судьбы, то ли неистовой верой Лоренцо в свой исключительный жребий, тоже получает одновременно с герцогским венцом и бремя одиночества. Один останется он в ложе, маленькая красная фигурка, принявшая на юные плечи всю тяжесть власти. А издалека молчаливо наблюдает за всем этим многокрасочным спектаклем Скоронконколо, одинокий убийца, потерявший друга и покровителя, который наверняка не оставит это убийство неотомщенным. Выходя из ложи, он уносит с собой и желание мести, а значит и чье-то будущее одиночество.

Аксинья: А мне показалось, что спектакль (пьеса) о безудержном эгоизме

Наташа: На сайте Евгения Николаевича написали, что 16 февраля будет последний спектакль. Кошмар! Интересно, почему его снимают? Ведь интересный, зрелищный, яркий, необычный спектакль, сильные актеры, всегда полный зал. Неужели Евгений Николаевич устал играть Ренцо? Мне еще слегка повезло, что именно 16 февраля я иду (уже в девятый раз). В последний раз полюбоваться этим потрясающим спектаклем. Жалко ужасно! Для меня это просто удар!!

Фрося: Такой хороший спектакль(((((( Очень жаль, что снимают. И рамтовский Ренцо у меня любимейшая постановка.И как же мы теперь будем???? Кстати, когда говорят о Редько, то первое, что вспоминают- так это шикарного Лоренцаччо. Вот обидно то, а я так хотела пойти... теперь и билетов не купишь... последний спектакль((((((((((((((((((

Обыкновенная: Фрося, билеты еще есть, только что звонила, бронировала для подруги.

Нюша: А это точно, что будет последний спектакль? :(((((((( Я звонила сегодня в репертуарную часть, они комментировать отказались, сославшись, что у них нет информации. Очень жалко, если Лоренцаччо снимут это один из моих любимых спектаклей...

Наташа: Нюша , он у многих самый любимый спектакль. Я просто в трауре сегодня весь день, что его снимают. Хорошо еще, что билеты на него заранее купила, не зная, что это будет последний спектакль. Кошмар вообще!

Нюша: На про-рамт появилась официальная информация: http://pro-ramt.livejournal.com/108746.html

Mila: правда последний спектакль??? Я и так ничего не видела почти Вернее - мало видела! я приеду!

Наташа: Mila , приезжай! Не разочаруешься!!! Актеры будут в ударе (т.к. будет последний спектакль) и наверняка будет море цветов на поклонах. Безумно жаль, что такой потрясающий спектакль снимают.

Mila: Наташа приеду! вернее - уже приехала и закупилась билетами:)

Наташа: Mila , молодец! Будем ждать 16 февраля! Тут посмотрела на программку спектакля - 26 апреля 2001 года была премьера этого спектакля. Т.е. 26 апреля этого года спектаклю исполнилось бы 10 лет. Но не исполнится. Спектаклю всегда будет 9 лет и 10 месяцев. Жалко безумно, что его снимают!

Мася: Именно 16го я никак не могу - но всем сердцем буду вместе с этим спектаклем!!!!!!!!

Аксинья: Мася, мы Вам расскажем))) Я, вот, неожиданно для себя, иду. Покупала билет тете, а она с гриппом слегла. Иду я. Прощаться. У меня какое-то особое отношение к персонажу (судя по всему, не совпадающее с мнением большинства), но спектакль реально жалко. И я думала, они хоть до юбилея дотянут. Нет.

Аксинья: Было волшебно!



полная версия страницы