Форум » Архив » Берег утопии » Ответить

Берег утопии

Lidok: Думаю, пора бы уже начать обсуждать эту грядущую премьеру. Премьера спектакля в трех частях планируется осенью 2007 года.

Ответов - 266, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 All

Елена: Возможно, большинство зрителей и ждало данной премьеры, но я к таковым не принадлежу.. Только не комплексуйте. Знаете, я не думаю, что посмотревшие некий спектакль (фильм, выставку, концерт и так далее) много раз имеют преимущественное право называться избранным кругом. В конце концов, это не нас избрали, а мы... "счастливцы праздные" (ключевое слово - праздные - ибо у 99% населения НЕТ ВРЕМЕНИ и ДЕНЕГ ходить и вникать в нюансы постановок и колоритов). К тому же стоит добавить, что особо продвинутые театралы ходят по контрамаркам

Гостья: Елена, нас мало избранных, счастливцев праздных - это цитата. Автор - А.С.Пушкин. Произведение - Моцарт и Сальери. О, да - именно Великий и Светлый Моцарт, написавший Реквием, и произнес это ключевое слово - ПРАЗДНЫЕ!

nissi: Елена пишет: особо продвинутые театралы ходят по контрамаркам Что ж вы всех под одну гребенку-то... Тех кто ходят по контрамаркам не так уж и много... В основном это студенты театральных вузов, члены театральных клубов и сообществ, и очень незначительное количество приглашенных самими актерами или работниками театра. небольшие комментарии к остальному: -по поводу избранности круга... Лично себя я избранным кругом не считаю, да и в общем (в привычном смысле) не театралка я, мне кажется, что назвать заядлым театралом человека, который пару раз в неделю, а иногда и всего пару раз в месяц ходит в театр, могут только те кто в театр выбирается раз в год. -по поводу средств... так РАМТ не самый дорогой театр и билеты найдутся на любой кошелек , так рядом со мной сидели две старушки ,которые второй раз смотрели "Берег..." без всяких контрамарок, они сказали что покупали билеты по 200 руб. за спектакль, а первый раз у них были места на балконе по 50 руб. - по поводу праздности... из тех моих знакомых, кто посмотрел "Берег.." , никого в праздности не упрекнешь, люди с трудом находили время в своем рабочем и личном графике,чтобы посвятить день театру и делали это вполне осознанно. Да и большинство форумчан, принимающих участие в этом обсуждении, люди работающие или учащиеся и совсем не праздные.


Елена: Что ж вы всех под одну гребенку-то... Тех кто ходят по контрамаркам не так уж и много... Что значит ВСЕХ? Я написала "особо продвинутые театралы". Гостья, что дало вам основания думать, что я не знаю источник вашей цитаты? И, кстати, в чем суть вашего возражения, что-то не улавливаю (порадуйтесь моей тупости, вас же это согревает ). Ну, Моцарт... речь-то шла о другом. Мы-то вроде не Моцарты. Цитату можно ведь применить по-разному. Вы так, я этак. Цитаты лишь иллюстрируют, а доказывают аргументы. из тех моих знакомых, кто посмотрел "Берег.." , никого в праздности не упрекнешь, люди с трудом находили время в своем рабочем и личном графике,чтобы посвятить день театру Об этом я и говорю, ободряя Светлану.

Гостья: Елена пишет: Мы-то вроде не Моцарты Далеко не..., увы... Но мы - счастливцы праздные, тратящие деньги не на шмотки, а - на цветы актерам; не на рестораны, а - на театральные билеты и книги; не на новую мебель, а - на путешествия... Вот такие мы - счастливцы праздные... с точки зрения "нормальных людей"... А контрамарочка... ее еще надо заслужить.

Юлия-театралка: Гостья пишет: Может быть, потому, что английский автор нашел в данной теме что-то не только российское, но и общечеловеческое? И пьесу написал на примере людей незаурядных. И не важно, в какой стране они родились. Важно, как они жили и что сделали. Это совершенно правильно.Но меня просто поразил сам факт,что англичанин это все увидел.

Амура: Юлия-театралка И надо сказать спасибо этому англичанину, потому что я заново открыла для себя Герцена. Я перечитывала "Былое и думы" и не могла оторваться от этой интереснейшей, насыщенной жизни, от их рассуждений, заблуждений...А каким языком написана эта книга! С каким юмором! И знаете, я ловила себя на мысли, почему же я раньше не читала "Былое и думы" так.. так как увлекательную книгу, а не как школьную обязаловку. В школе мы проходили только главы , посвящённые крепостному праву. Я даже не знала, какие просто таки мексиканские страсти разыгрывались в семье Герцена и его друзей. Они мечтали переделать мир , сделать его совершенным для всех, а сами не смогли сделать его совершенным для своих близких.

Елена: Всё-таки логично, что в этой теме идет обсуждение не только спектакля, но и публики... мы, некоторые люди... Берег утопии и борьба с невежеством... Но мы - счастливцы праздные, тратящие деньги не на шмотки, а - на цветы актерам; не на рестораны, а - на театральные билеты и книги; не на новую мебель, а - на путешествия... Вот такие мы - счастливцы праздные... с точки зрения "нормальных людей"... Уверена, что Светлана, которой ответила я, не из числа тех, кто швыряет деньги и время на шмотки, рестораны и мебель. Тут другое противпопоставление (это такой прием, помните, литературный, а не для драки) - тех у кого есть эти деньги и время (и они вольны выбирать, на что их швырять) - и тех у кого ни денег ни времени нет. Не таких, конечно, как тот бедолага-рабочий с гармошкой... хотя - почему бы и не он. Разве он бы не понял Стоппарда, который понял его? А контрамарочка... ее еще надо заслужить. Как-то резанула эта фраза... как будто из области служебного собаководства. Или как у ГРИБОЕДОВА насчет "служить бы рад"... так, просто цитата, не аргумент и не позиция.

Гостья: Елена пишет: как у ГРИБОЕДОВА насчет "служить бы рад"... "...И в лютой битве с ворогом Медаль он заслужил"... Извините, Елена, Вам опять отказывает логика: вот там, на войне, боец заслужил медаль - как будто из области служебного собаководства И когда актеру дают звание ЗАСЛУЖЕННОГО - это только за то, что он служит... как собачка, так? Елена пишет: Уверена, что Светлана, которой ответила я, не из числа тех, кто швыряет деньги и время на шмотки Что ж это за постоянная УВЕРЕННОСТЬ: Евгений Редько бы никогда... уверена, что Светлана... Я бы, например, не стала писать даже НАДЕЮСЬ, что Светлана... Ибо что плохого в том, если юная девушка тратит средства на то, чтобы привести себя в порядок? Или - вкусно пообедать? Или - благоустроить свой дом? Просто... ведь и правда - нас мало избранных, счастливцев праздных, кто тратит средства на то, что нормальные люди называют "баловством": театральные билеты, книги, цветы артистам... Кстати, может, стоит заменить слово ПУБЛИКА, на - ЗРИТЕЛИ? Вроде одно и то же значение, но градус у слов разный... ***************************** Что же касается - почему зарубежный автор пишет о русской истории... Но никого ведь не удивляет, что Пушкин писал, скажем, о Моцарте и Сальери? Что-то он нашел в их истории близкое для себя. Как и Стоппард...

Юлия-театралка: Амура безусловно огромное спасибо.

Елена: Вы не надеетесь, а я уверена, что тут поделаешь - все люди разные. Уточню: швырять деньги на шмотки и тратить на приведение себя в порядок совершенно, на мой взгляд, по градусу, разные понятия. Я имела в виду первое - негативное. И к Светлане оно явно (ну, право же, какие тут могут быть сомнения) не относится. Опять же заслужить медаль или звание заслуженного/народного артиста - одно, а "заслужить контамарочку" - по-моему, другое. Уверена (уж простите), что вы это понимаете. Но и я понимаю вас - надо же как-то парировать... только у нас не дуэль, а так, светская беседка. ________ Весьма интересная аналогия (говорю без иронии) между Пушкиным и Стоппардом. Очень точная, между прочим. У автора есть ИДЕЯ - и он берет героев ДЛЯ ПРИМЕРА, которые, как ему кажется, личностью и биографией эту идею УДАЧНО ИЛЛЮСТРИРУЮТ. А уж насколько удачно, это зависит от таланта автора. Скажем, западные боевики часто брали во времена холодной войны в антигерои русских - но что вызывали у нас эти недоделки, кроме смеха и возмущения? Да ничего. Ибо ИДЕЯ была нам не близка.

Гостья: Елена пишет: Опять же заслужить медаль или звание заслуженного/народного артиста - одно, а "заслужить контамарочку" - по-моему, другое. Уверена (уж простите), что вы это понимаете. Толковый словарь русского языка Ушакова ЗАСЛУЖИ'ТЬ, ужу́, у́жишь, сов. (к заслуживать). 1. (несов. нет) что. Своей деятельностью, творчеством, поступками добиться какой-н. оценки (похвалы, порицания), стать достойным чего-н. З. награду. З. выговор. З. упрек. З. доверие правительства. З. славу чемпиона мира. 2. без доп. Оплатить за услугу, возместить услугу услугой (простореч.). Одолжите табачку: я вам потом заслужу. 3. что. Загладить прежнюю провинность, грехи последующими поступками (обл.). З. вину подвигом. Если можно заслужить даже упрёк - то чем хуже этого понятие заслужить контрамарку? Да-да, почему бы ее не заслужить - многолетней верностью, дружбой, помощью... Или эти понятия - тоже из области служебного собаководства?

Елена: Да-да, почему бы ее не заслужить - многолетней верностью, дружбой, помощью... Ну, тут кому что нравится. Кто дружит за контрамарку, кто контрамаркой платит за верность. Давайте закроем эту тему вместе со словарями.

Гостья: Елена пишет: Давайте закроем эту тему О, нет-нет-нет! Не надо закрывать замечательную тему, посвященную замечательному спектаклю! А Елене - от души сочувствую... Ведь если кто-то ОТ ДУШИ дарит подарок (цветы, контрамарку, приятный сувенир) - как же это плохо, что принимающий дар думает: Аааа... этим ты мне платишь - за мое хорошее отношение к тебе, мою дружбу и помощь... Елена, не надо с такими мыслями дарить актерам цветы... Вы же их этим оскорбляете.

Конфетка: Фото с открытия выставки «Берег утопии. История одного спектакля»

Конфетка:

nissi: Гостья пишет: Ведь если кто-то ОТ ДУШИ дарит подарок (цветы, контрамарку, приятный сувенир) - как же это плохо, что принимающий дар думает: Аааа... этим ты мне платишь - за мое хорошее отношение к тебе, мою дружбу и помощь... Извините за оффтоп, но захотелось немного разрядить обстановку... и привести кусочек текста из книги Петра Бормора "Игры демиургов" -Что у тебя на этот раз?- спросил демиург Мазукта демиурга Шамбамбукли. -Проблема,- вздохнул Шамбамбукли.- Как обычно. -Если как обычно - значит, что-то связанное с людьми,- заключил Мазукта.- Дай угадаю... они тебя опять неправильно поняли? Шамбамбукли удрученно кивнул. -В точку. -Рассказывай,- Мазукта уселся в кресло поудобнее, закинул ногу на ногу и поднёс к губам свежесотворенную сигару.- Я весь внимание. -Да нечего, в сущности, рассказывать,- пожал плечами Шамбамбукли.- У меня было хорошее настроение, захотелось одному симпатичному человеку сделать подарок. Просто так, в знак своего расположения. -Минуточку,- перебил Мазукта.- Покажи мне этого человека? Вон тот? Ага, вижу. Дальше, продолжай. Пришёл ты к нему с подарком, и что? -Пришёл,- подтвердил Шамбамбукли.- Поздоровался. Предложил выбирать на свой вкус, всё что угодно. А он... Шамбамбукли шмыгнул носом и отвернулся. -А что он?- Приподнял бровь Мазукта.- Говори уже, не томи. Что он выбрал? -Ничего,- пробубнил Шамбамбукли.- От всего отказался, еще и меня обругал. Мазукта приподнял обе брови. Шамбамбукли вздохнул. -Я не шучу. Обругал. Обозвал нечистым и выгнал из своего дома. -Ты можешь рассказать подробности?- спросил Мазукта.- Что конкретно ты ему предлагал, какими словами, и какова была реакция на каждое предложение? -Я ему предлагал всё, что угодно,- повторил Шамбамбукли.- Начал со всех царств земных, чего уж мелочиться. Хочешь, говорю, все царства земные? А может, какие-нибудь сокровища, или там бессмертие, или прекраснейшую из женщин? -А человек? -А человек спросил, что он должен будет сделать за всё это великолепие. -А ты? -А я сказал, что ничего мне от него не надо, но если он считает себя воспитанным человеком, то может, конечно, поклониться и поблагодарить. -Ну, всё понятно,- хмыкнул Мазукта и сунул сигару в пепельницу.- Иначе он и не мог отреагировать. Это же человек, не забывай. -Ну и что? -А то. В природе человеческой везде искать подвох. Раз ты предложил ему великие блага в обмен на один-единственный поклон, здесь явно что-то нечисто. Как он тебе, кстати, и сказал. Прекраснейшие женщины и царства земные за просто так не даются, не по-божески это. Следовательно, ты, в его понимании, не бог. А просто какой-то сомнительный проходимец.

Наташа: Конфетка , спасибо за фотки!!

Елена: Елена, не надо с такими мыслями дарить актерам цветы... Гостья, дорогая, да Господь с вами... во-первых, я предлагала закрыть не всю эту тему, а только темку в ней, насчет контрамарок и т.п. Думаю, однако, вы это поняли, просто как обычно весело передернули. Ну а во-вторых всё-таки вы берете на себя слишком много, пытаясь "читать" мои мысли. Мне, слава Богу, контрамарок за цветы не выписывают. Ну а если и выписывают изредка, то чисто по дружбе, взаимной и многолетней, ничего общего с отношениями "артист-поклонник" не имеющей Еще раз предлагаю тему контрамарок закрыть. Ах, про выставку-то я и забыла! Спасибо за снимки!

Гостья: Елена, несмотря на всю Вашу ДИКУЮ зависть - темку закрываем. Добрые люди, а кто сможет рассказать, что там, на открытии выставки было?

Елена: Елена, несмотря на всю Вашу ДИКУЮ зависть - темку закрываем. Людиииииииии, ау! Помогите, не могу понять, о чем пишет Гостья! Хоть в личкууууу ))) Да, про выставку. Что говорили, кто говорил? Много ли было народу? Как вел себя ЕР?

Lidok: Елена пишет: Людиииииииии, ау! Помогите, не могу понять, о чем пишет Гостья! Хоть в личкууууу ))) Вот, правильно. Вперед, в личку. Тема не про то немного все-таки. *а то в последнее время ощущение, что тема "Довольно быть невежеством.." множится*

Гостья: *Ворчливо: Дождешься тут от кого-нибудь рассказа о выставке... Сама нашла - здесь. Были на малой Ордынке. В субботу. Работы Станислава Бенедиктова к спектаклю "Берег Утопии" смотрели. Были актеры (в том числе Редько, Нэлли Уварова), Алексей Бородин, сам Бенедиктов и его помощницы по костюмам. Куча зрителей. Именитых и не очень. Работы нежные, сдержанные (19 век, все-таки). Атмосфера. Немного толпа мешала. Походить бы в пустых залах, проникнуться. Столько оттенков белого цвета в костюмах! Жалюзи в письмах на окнах. Работа с пространством - не работа а общение, легкое, на равных. Огромнейшая сцена, да еще и увеличенная, вынесенная в зал, создает ощущение близости ко всему происходящему не только эмоционально (через актеров), но и физически, что усиливает впечатление сопричастности. Это в театре. В музее был макет, где все вроде рассмотреть можно. И все равно непонятно, откуда эта легкость берется? Напротив в 10-ти шагах - дом, где родился драматург Островский. Там представление было перед домом, а потом в доме спектакль продолжался. Но мы не попали, а смотрели какую-то детскую самодеятельность, и обсуждали "Не такой как все". В середине разговора Редько подошел, спросил, о чем спор. Поговорили. Не только об этом, он рассказал, что в этом дворе они "Бесприданницу" ставили, потом смешную историю, как он в четверг из кафе счет унес с деньгами вместе. Говорит живо, интересно рассказывает. Но ревнует слегка, по-моему. Он совершенно искренно восхищается другими актерами, радуется, когда зрители им отдают должное, но тут же: " Актерская работа - это совместное действие..." (В смысле, я тоже там был, я тоже хорошо играл). Несколько раз у него прорывалось. Кто бы спорил, Евгений Николаевич. Только не получается у меня о ТАКОЙ игре говорить с актером. Здесь надо ТАК хвалить, как я в глаза не умею. А просто сказать, что это было здорово... как-то мало, неверно. Простите, другие скажут.

Haker: РАМТ открывает новый сезон - 27 сентября спектаклем "Берег утопии" Предварительная продажа билетов в кассах театра начнется 23 августа.

Амура: Гостья Спасибо за такой эмоциональный рассказ! А Евгений Николаевич потрясающий артист! Мне кажется, что он просто живёт своми ролями, это большая редкость сейчас в мире, где преобладает сериальные шаблоны. Он "не такой как все", может быть поэтому ждёт большего внимания от нас. Будем учиться говорить комплименты Как у Окуджавы: "Давайте говорить друг другу комплименты, ведь это всё любви прекрасные моменты..."

Армия: Вот такую статью обнаружил , кажется такой здесь не было. Том Стоппард «Берег утопии» - взгляд богатых и сытых на революцию Уже год по радио и телевидению идет колоссальная пиар-кампания: и недели не проходит без передач или сюжетов или публикаций об этом «великом» произведении иноземного «пророка», в котором наконец-то «сказана вся правда о русской истории и русской революции», «нам возвращены наши исторические деятели без хрестоматийного глянца». Трескотня вокруг нового творения Стоппарда совершенно беспрецедентна и сопоставима только с шумом вокруг «Фабрики звезд» или шоу «Звезды на льду». Почти каждый месяц Стоппард приезжает в Россию, проводит шумные пресс-конференции, выступает перед студентами, участвует в бесчисленных телешоу. Книга издана значительным тиражом, объявлена главным литературным и театральным событием десятилетия, а в РАМТе (Российском академическом молодежном театре) полтора года вовсю идут репетиции к премьере, почти на каждом столбе в Москве висит реклама трилогии. Каждый в Москве, кто еще не совсем утратил навык чтения книг, должен твердо уяснить, что Стоппард – тот самый пророк, которого нет в своем отечестве и прочитать (а еще лучше – посмотреть) которого - наш священный долг. По истерике, развернутой вокруг «Берега утопии», очевидно, что Стоппард занял свое прочное место в одном ряду с Дэном Брауном, Пауло Коэльо и Борисом Акуниным. Что это? Неужели, наконец, культурное событие вновь, как полтораста лет назад, становится в центре общественной жизни, умная книга колеблет устои общества зрелища, мудрая власть и щедрый бизнес спонсируют и санкционируют возрождение просвещения в нашей вконец одичавшей стране и стимулируют интерес мыслящего читателя и зрителя к по-настоящему интеллектуальному и глубокому произведению, а не к оболванивающей развлекательно-пропагандистской жвачке? Конечно, нет! Все намного проще и печальнее. Просто-напросто талантливой, смешной, но глубоко лживой и тенденциозной трилогии Стоппарда отводится ключевая роль в формировании новой мифологии новорусского режима, все более осознающего свое родство со старым-добрым самодержавием. Я убежден в том, что идеологически «Берег утопии» будет играть роль такой же «тяжелой артиллерии» и такой же непререкаемой «козырной карты» при разговорах властей о генезисе русской революции, как столь же талантливый (но крайне спорный и однобоко-тенденциозный) роман «Бесы» Достоевского – по которому, кто не знает, нынче велено судить обо всем освободительном движении в России. Едва ты где-то заикнешься о том, что нигилисты и народники были героями, боровшимися за освобождение народа или просто неплохими, достойными людьми, как тотчас начинается крик о «бесах» и тебя как обухом топора колошматят (при «ненавязчивой» режиссуре с кремлевского Олимпа) авторитетом Федора Михайловича. Однако, давайте откроем книгу Стоппарда. Первое, что бросается в глаза – это претенциозность замысла, его монументальность и обилие персонажей. Да каких! Здесь, как на «монументальных» полотнах Ильи Глазунова – десятки знакомых всем понаслышке лиц. Здесь весь Х1Х век России (и не только): Герцен, Огарев, Станкевич, Михаил Бакунин, Маркс, Тургенев, Белинский, Полевой, Аксаков, Чаадаев, даже Пушкин (совсем уж притянутый за уши до кучи)… Да полно,- они ли это? У каждого реального персонажа взята какая-то одна реальная, узнаваемая (и обязательно – гротескно-унизительная!) черточка – и вокруг нее строится сценический образ. Все, как в театре абсурда Эжена Ионеско, говорят разом, не слушая друг друга, все переполнены иллюзиями, исполнены самодовольства и тщеславия, все бесконечно далеки от жизни, от народа. Всем просто нет дела ни до других людей, ни до реальной жизни с ее «слезинками ребенка» (так, буквально, прекраснодушному «Герцену» нет дела до страданий его собственного сына-малыша). «Белинский» вечно спотыкается, стесняется и кашляет, «Станкевич» витает в философских облаках, «Михаил Бакунин» непрерывно занимает у всех деньги и произносит высокопарные фразы («Фихте – наш человек!», «Кант – наш человек!»), «сестры Бакунины» (те самые «тургеневские девушки» - романтичные, самоотверженные и возвышенные) – дуры и сплетницы, подобные купчихам Островского, которые готовы повеситься на шею первому встречному. «Герцен» и компания – псевдореволюционные фразеры, позеры и болтуны… Вы скажете: это детали, автор имел право на вымысел. Но дьявол прячется в деталях, а из них, собственно, и соткано искусной рукой Стоппарда гигантское полотно трилогии. Вот лишь несколько примеров, дающих представление о стиле и манере автора: Михаил Бакунин в 1835 году, собираясь в Москву, «набивает сумку», нянька «катает коляску», Бакунин из армии «уволился», сестры Бакунина непрерывно «хихикают, ревут», говорят «дура – сама дура», девушки говорят, что они «были на занятиях философского кружка», Любовь Бакунина хранит на груди перочинный ножик Станкевича, Белинский достает букетик цветов из-под рубашки, в марте 1834 года Станкевич валяется на траве, а Наталья Беер при этом рядом катается на коньках. Герцен, увлеченный пустыми и никчемными разговорами о революции, забывает о своем плачущем маленьком сыне. Все эти детали в своей совокупности создают уродливый паноптикум, парад жалких, смешных и никчемных марионеток – под всем известными именами. Не хватает лишь «скелета в шкафу» и «рояля в кустах». Герои и их поступки вызывают смесь жалости и отвращения. Понятно, что из этого коктейля эгоцентризма, убожества, слепоты, глухоты и бесчеловечности ничего хорошего не могло вырасти – вот и выросла… Российская Революция. Вы спросите: а зачем все это понадобилось Стоппарду? Зачем он превратил глубоких, неоднозначных, далеко не идеальных, но ищущих, мучающихся и благородных персонажей в плоские маски и заставил их совместно кривляться в своем изощренном театре марионеток, уверяя нас, что это вот и есть Тургенев и Белинский, Герцен и Огарев, Чаадаев и Бакунин? Ответ можно найти в одном из высказываний Герцена, едва ли не главного персонажа трилогии (реального, а не «стоппардовского» Герцена), в высказывании, которого, разумеется, нет на страницах этой книги. Герцен как-то написал, что для лакея не существует героев, лакей видит великого человека всегда со стороны подошв, меряет его собственной меркой. Либерал, идейный последователь Исайи Берлина – классика английского либерализма и автора объемистых книг по истории русского освободительного движения, Стоппард талантливо, даже гениально выразил в своей новой трилогии рафинированно и образцово мещанский взгляд на романтизм, идеализм, революционность. Суть этого взгляда хорошо и давно известна: «благими намерениями вымощена дорога в ад», «летай иль ползай, конец известен» и т.д. Незачем бороться, суетиться, рисковать, мечтать – лучше не гнаться за химерами, смириться с окружающим извечным злом и, по Вольтеру, «возделывать свой садик». Мещанину непонятны и смешны любые идеалы и подвиги. Он искренне напуган революционной грозой и заранее готов искать у романтиков, бунтарей, революционеров, мечтателей и поэтов – какие-то понятные ему, мещанину, приземленные черты, гаденькие повадки и низкие мотивы. Он от души радуется, подметив в этих опасных и странных (а потому ненавистных) людях нечто свое – мелочное, понятное, смешное, «слишком человеческое» - ибо иного он просто не способен увидеть. («Вам, гагарам, недоступно упоенье битвой жизни!»- но это уже из другой оперы). Признать в этих людях что-то высокое и благородное для мещанина означало бы харакири – перечеркивающее все его мещанское срединно-безликое и безопасно-самодовольное существование. Поэтому взгляд Стоппарда – подло-высокомерный, снисходительный – взгляд современного мещанина на революцию, борьбу, бунт, «лица необщее выраженье», на попытки преобразования жизни, поиски, риск. Житейская мудрость: «не высовывайся!», «ничего не знаю, моя хата с краю!» - обретает здесь обоснование и свою художественную форму. Этот взгляд полностью устраивает нынешнюю российскую власть, всех богатых и сытых. И этот подход чрезвычайно ярко и совершенно в литературном смысле выражен Стоппардом. Воинствующее мещанство тоже, порой, бывает талантливо и не лишено остроумия. Поэтому можно не сомневаться в том (хотите пари?), что «Берег утопии» ждет в России теплый прием всех, от кого зависит сценическая и издательская политика: всех хозяев СМИ и чиновников из «сферы культуры и образования». Заморского оракула будут холить и лелеять, популяризировать и насаждать как картошку при Петре Первом, его будут издавать, ставить на сцене, цитировать как высшего авторитета (у нас иногда любят ссылаться на подходящих к случаю авторитетных иностранцев), им будут, как дубиной, как вторыми «Бесами» Достоевского, бить по голове всех наивных, ропщущих, сомневающихся, несогласных, всех, прельщенных «революционной заразой». (Выдающаяся художественная литература, воспевающая и показывающая правоту революционеров, - обширна и многочисленна, а вот обличающая их и воспевающая статус кво – на перечет). По нему будут заставлять писать сочинения и начнут учить детей в школе и тех невежд-обывателей, которые никогда сами не возьмут в руки ни «Былое и Думы», ни «Государственность и Анархию» и которые, питаясь модными сплетнями, принимают их за образованность. Этот плоский, лживый и грубый, но яркий и забавный пасквиль, в котором, как порой пишут в титрах фильмов, «все совпадения имен и фамилий героев не имеют никакого отношения к реальным лицам», надолго, уверен, станет для нашего государства и общества мощной прививкой от вольнодумства, индульгенцией и «зеркалом русской революции». Разумеется, кривым зеркалом, - но кого это волнует? Петр Рябов



полная версия страницы