Форум » Евгений Редько на экране и на сцене » Портрет (2) » Ответить

Портрет (2)

Irisska: http://krasilovdreams.borda.ru/?1-7-0-00000047-000-0-0-1238746869 - Портрет (1)

Ответов - 178, стр: 1 2 3 4 5 6 All

Джули: Дорогие питерцы! У вас есть уникальная возможность попасть на спектакль РАМТа " Портрет" 15 мая в Питере ! Спектакль состоится в рамках театрального фестиваля "Радуга", который ежегодно проходит в Санкт-Петербурге на территории питерского ТЮЗА. Молодёжный театр уже принимал участие в этом фестивале в 2005г со спектаклем "Вишнёвый сад". Приз в номинации лучшая роль второго плана получили Е. Редько и И. Исаев. Скорее за билетами! И удачного просмотра!

Haker:

Джули: С 2000 г. ежегодно ТЮЗ им. А.А.Брянцева проводит Международный Театральный фестиваль "Радуга". Название фестиваля возникло по аналогии с известным спектаклем ТЮЗа им. А.А.Брянцева "Радуга зимой" (реж. З.Я.Корогодский). В радужную палитру фестиваля вошли самые разные (по жанрам и эстетике) сценические произведения. В числе участников фестиваля - театры из Англии, Австрии, Болгарии, Германии, Израиля, Ирландии, Польши, Турции, Франции, Шотландии. Отбор спектаклей осуществляется независимым Экспертным советом. X Международный театральный фестиваль «РАДУГА"


Мишель: Джули пишет: " Портрет" 15 мая в Питере ! О! УРА!!!!! А то не всегда получается в Москву приехать посмотреть))) Ура!! Спасибо за приятную новость)

москвичка: фото Михаила Кондорова со спектакля 01.04 http://community.livejournal.com/ramt_ru/61616.html

Фрося: Джули Какая новость приятная! Может быть "Портрет" теперь будет гастрольным спектаклем?Это было бы здорово, не только Москва и Питер, но и другие города.

Обыкновенная: Не дай Бог! Чесать по всей стране со спектаклем, это сколько же сил нужно. Пожалейте ЕРа-то, Фрося.

Фрося: Страну посмотреть - это ж здорово! Ну потом, "Портрет" не антреприза, серьёзный спектакль, много не поездишь. А ещё лучше чтобы спектакль вывезли зарубеж! Ансамбль "Эрмитаж" там частый гость.

Irisska: Фрося пишет: Может быть "Портрет" теперь будет гастрольным спектаклем? Да, ЕРу, конечно, было бы непросто, но зато сколько впечатлений от новой публики и разных городов...;) Кстати, было бы интересно тоже съездить и посмотреть непосредственно из зала, как спектакль принимают...

Гостья: Обыкновенная пишет: Пожалейте ЕРа-то ...вот какие добрые все! А музыканта с мировыи именем, то бишь Уткина, никто и не вспоминает... В контексте возможных гастролей, вспоминаю рассказ Валерия Беляковича о последних гастролях театра на Юго-Западе по Уралу: "... и тут выходит воооот такая крыса и говорит: заходите, располагайтесь, будьте как дома... вы мне не помешаете!" Но городов они разных насмотрелись!!!... Фрося пишет: лучше чтобы спектакль вывезли зарубеж! Ансамбль "Эрмитаж" там частый гость Ансамблю "Эрмитаж" - это МУЗЫКАНТЫ. А что за рубежом будет делать господин Заслуженный Артист?

Фрося: Гостья пишет: Ансамблю "Эрмитаж" - это МУЗЫКАНТЫ. А что за рубежом будет делать господин Заслуженный Артист? Играть вместе с музыкантами спектакль "Портрет" "Фандорина" РАМТ уже возил. Это я так ... в качестве мечт

Елена: Уверена, русскоязычной публике за рубежом понравится спектакль. А уж чудеса синхронного перевода помогут и иностранцам - ведь интонации и энергетика Редько понятны и без языка! Так что, считаю, пора уже миру получить еще одно мировое имя - Евгений Редько.

Гостья: Да-да, Редько - за рубеж!!! И почаще! Может, тогда времени не будет в "Ранетках" сниматься... А бегущая строка над сценой поможет всем понять, что такое игра Евгения Редько: великолепная, филигранно точная в каждый момент сценического времени!!! Главное, сам он пусть при этом категорически молчит, ведь интонации и энергетика Редько понятны и без языка!

Амура: Взято здесь Надо признать, что шла на спектакль не без внутреннего сомнения: во-первых, Гоголь, во-вторых, живая симфоническая музыка, и в-третьих – моноспектакль… И ошиблась в ожиданиях по всем трем пунктам. Гоголь, оказывается (!), это действительно смешно! Точность, актуальность текста временами просто поражала, я смотрела на себя со стороны и диву давалась - смеюсь над Гоголем! Оказывается-2, Гоголь – это действительно мистика! И мурашки, и вздрагивание… Нет, это не значит, что я кинусь перечитывать собрание его сочинений. Зато равенство «Гоголь = школьная обязательная программа» снято. Музыка… С этим пунктом у меня было связано больше всего опасений: симфонические концерты навевают на меня скуку смертную, мертвый сон, иногда даже голова болит, если звуки нестройные – да, слух мой в этом плане вполне плебейский… В музыке я не разбираюсь, худо-бедно на слуху была только последняя, финальная мелодия, сказать, что у остальных было привычное уху или хотя бы ровное звучание – нельзя, но как же она была «в тему»!.. А что мне больше всего понравилось... Как бы это объяснить? Помню в начальной школе на уроке музыки мы слушали "Петю и волка", и я силилась представить за звучанием определенного инструмента персонаж. Тщетно... А здесь вдруг родилось! Прочиталось! Может быть, коряво, через строчку, не без помощи звучащего текста и ответной реакции на эту музыку артиста, но все же!.. Одним словом, я себя сама с этим поздравляю))) Извините за лирическое отступление:))) Поначалу все же кусочки мозаики не складывались: текст – сам по себе, музыка – сама по себе (не последнюю роль в этом сыграло то, что музыканты находились на сцене, и просто наблюдать за ними было безумно интересно, меня первое время на них очень «переключало»), но к сцене, когда Чартков видит итог чужой жизни в великолепном пейзаже, наступила гармония… Эта сцена вообще, наверное, самое сильное впечатление от спектакля – удивление от, казалось бы, сильно «насмотренного» актера. Евгений Николаевич, однако! Удивил. И заставили забыть о том, что музыка – живая, что на сцене находятся еще какие-то люди – глаз невозможно было отвести от этого лица в проеме «двери»… А еще – декорации. Или это правильнее будет назвать «оформление сцены»? Обломки огромной рамы, пюпитры да кровать, а остальное: огромная, затягивающая своей чернотой родная РАМТовская и в то же время будто совершенно незнакомая сцена, расчерчиваемая светом… Красота… А еще тишина, благословенная тишина в зале, внимающем каждому слову, каждой ноте… И овации!

Haker: В Питере уже выставлена афиша юбилейного X Международного театрального фестиваля «РАДУГА» 11 Пн 19:10 Большая сцена Корова А. Платонов 12 Вт 19:00 Большая сцена Мой легионер К. Драгунская 13 Ср 16:30 Большая сцена Клоуны 20:00 Малая сцена Пушкин. Дуэль. Смерть. К. Гинкас 14 Чт 18:00 Большая сцена Садоводы М. Исаев 20:30 Малая сцена Пушкин. Дуэль. Смерть. К. Гинкас 15 Пт 18:00 Большая сцена Портрет Н. Гоголь 20:00 Малая сцена Подросток Ф. Достоевский 16 Сб 19:00 Большая сцена Старосветская любовь по повести Н. Гоголя и пьесе Н. Коляды 17 Вс 19:00 Большая сцена Чайка А. Чехов Десять лет назад в театральном пространстве Санкт-Петербурга появился фестиваль «РАДУГА», собравший под крышей ТЮЗа им. А.А. Брянцева театры для детей и молодежи. Одной из главных задач фестиваля стало выявление качественного уровня театрального искусства для самого взыскательного и строгого - молодого зрителя ТЮЗов и молодежных театров. В нынешнем году фестивалю исполняется десять лет. По случаю юбилея фестиваля, было принято решение пригласить к участию в нем театры, становившиеся лауреатами прошлых фестивалей. Главной темой фестиваля избрана «Театральная педагогика», как один из аспектов воспитания человеческой личности и главный инструмент формирования актерской индивидуальности. Для обсуждения проблем в этой области приглашены видные российские и зарубежные театральные деятели и педагоги. В рамках фестиваля состоятся: - мастер-классы: Алена Маратры (Франция) – «Актер в настоящем»; Василиса Лаггоса (Греция) – «Путь к Эпидаурусу»; Юрия Альшица (Германия) – «Тренинг forever» - открытая репетиция дипломного спектакля «Гамлет. Начало». СПбГАТИ, курс Вениамина Фильштинского - Конференция «Проблемы театральной педагогики»

Конфетка: А билеты вроде еще не продают? Я вчера поспрашивала в кассах - нет говорят;( Но мы там будем - нас уже большая компания собирается!

Амура: Смотрели "Портрет" на Радуге! Евгений Николаевич был в угаре.. Отыграл все на одном дыхании - восхитительно !! Спектакль уже нельзя назвать премьерой! Это полноценное, хорошо отлаженное театральное действо. Брависсимо! Видимо надо почаще выезжать из Москвы! Спектакль приобрел новые нотки, а Актер - вдохновение!!

Мишель: Я вчера была! Я в восторге! Это великолепный спектакль! Я впервые услышала полное молчание в зале. Вернее полную тишину! Не то что мобильники не звонили, а люди дыхание затаили!! ЕР говорил шепотом и все прекрасно было слышно! Я не знаю как в Москве сцена сделана, а тут сцена была как на "Вишнёвом саде" - то есть зрители сидели почти на сцене и выше и Ер был совсем рядом с первым рядом! Чудесный оркестр - он очень гармонично вписывался в спектакль! В общем я как-то не знаю что сказать, кроме того, что я в восторге! Очень красиво, тонко, вдохновенно и вдумчиво! После спектакля зал кричал "браво". и цветы дарили! Мне кажется что ЕР доволен питерским приёмом))))))))))

Елена: Евгений Николаевич был в угаре.. Отыграл все на одном дыхании - восхитительно !! Не сочтите придиркой, но ей-богу, скорее всего вы имели в виду "был в ударе"... да?

Амура: Елена пишет: но ей-богу, скорее всего вы имели в виду "был в ударе"... да? конечно

Фрося: http://www.uvarovanelly.ru/forum/viewtopic.php?t=49&start=705 Ехала в автобусе читала "Портрет",ехала в метро читала "Портрет" , дошла до второй части, погас свет и начался спектакль,НЕ УСПЕЛА ПРОЧЕСТЬ ДО КОНЦА Ох не ожидала такой скорости прочтения текста ,в первой части все понимала ,а вот во второй не сразу вошла в тему Оригинальное оформление сцены,отличный оркестр(в конце была замечательная музыка,а эти высокие ноты! Редько (Редько -лучший,это я орала на аплодисментах (ужасно звучит мой голос )Неординарный актер Играл,танцевал,взлетал,сидел на мольберте,карете ,кровати,окне(это один предмет) его друг Весельчак во второй части и Аристократка в первой получились отличными а эти акценты на племяннике,которому подарили портрет- прелесть Игра света вводила "новых героев" Раза четыре за спектакль я видела другие лица на одном лице и при этом оно менялось не за счет других персонажей ,а просто в один момент я увидела на одном лице других людей прошлого и настоящего( увидела воочию другого артиста,а еще череп обтянутый кожей и какого то древнегреческого бога) PS зрителем спектакль очень понравился хлопали, дарили цветы и как то скромно кричали браво я же крикнула громко и чуть с непривычки не сорвала голос Редько выходил на поклоны с главным солистом Оркестра раз пять-шесть,тому было не очень удобно pS постановка хорошая ,резкая и дерзкая немножко ,но темперамент и настрой артиста не делают ее неприятной Хотя признаюсь было желание уйти в какой то момент,не сильно верилось в достоверность происходящего ,но что то удержало (наверно цена билета ),в целом Портрет понравился (через год я сходила бы еще раз) Во второй части хотелось бы помедленнее немного, так как текст очень интересный и его хочется смаковать и смаковать Но спекту я ставлю 10 из 10 он такой яркий кусочек который я отложила на полочку

Амура: http://volodyazavialov.livejournal.com/ А вчера я впервые за несколько лет посетил театр - спектакль "Портрет", поставленный Российским Академическим Молодёжным Театром (г. Москва) по одноимённому произведению Н.В. Гоголя, проходивший в ТЮЗе в рамках X Международного театрального фестиваля "Радуга". Представление было очень необычным для меня, т.к. я первый раз в жизни смотрел спектакль с участием одного актёра, игра которого очень впечатлила меня. Рассказ всех ролей от одного лица дал такое ощущение, как будто бы это не спектакль, а визуальная аудиокнига, события в которой грациозно изложены одним человеком. Однако именно такие представления, как правильно отметил друг, с которым я смотрел этот спектакль, показывают всю прелесть театра, ибо сложно представить киноинтерпретацию этого произведения.

Мишель: Читаю, соглашаюсь! Уже который день хожу под впечатлением! неординарный спектакль! Есть что-то в нем этакое, что достаточно сильно цепляет

Гостья: От зрителей "Портрет" Гоголя в РАМТе. Е. Редько На этот моно-спектакль я шла с опаской: мне так понравился "Портрет" в исполнении Аверина-Стекловой-Большова, зачем же мне другой? Не надо бояться, не надо сравнивать! Спасибо гоголевскому юбилею за эту чудесную возможность видеть РАЗНОЕ. "Портрет" в музее Пушкина был цветным, камерным, он вызывал ВОСПОМИНАНИЯ об эпохе, в которой мы никогда не жили, о мире другом и странном. А здесь, на просторной сцене РАМТа, открытой всем ветрам с Невы, метался несчастный художник Чартков - то слушая музыку сфер, то ужасаясь открывшейся перед ним бездне. Сапоги разночинца, тёмные кудри Раскольникова, измученное лицо. Чёрно-белая петербуржская ночь. На мой взгляд, это скорее Достоевский, чем Гоголь. Парадоксально, но актёры Сатирикона, одетые в соответствующие эпохе костюмы, выдавали больше гоголевского сюрреализма, чем Редько в своём условно-романтическом обличии: он - человек, живущий в одном измерении с нами, со своими тараканами в голове, с проблемами и комплексами. Он слышит музыку и дает нам осознать (или почувствовать) присутствие в жизни того идеала красоты, которому он призван служить своим талантом. Но тут же музыка пугает его - олицетворяя собой непонятный мир и тёмную сторону его натуры. Красавец-гобоист, появляясь на сцене, обозначает борьбу двух начал в душе художника. Оркестр вообще - прекрасен! Музыка - само собой, и к тому же - как они выглядят! Музыканты в своих чудесных костюмах, с инструментами, с пюпитрами, но которых лежат ноты - это ко всему прочему живая декорация, усиливающая воздействие игры актёра. Спектакль чёрно-белый, странно даже подумать о том, что картины Чарткова - цветные. И это опять же говорит о близости к Достоевскому: куча бытовых подробностей и раблезианское ощущение жизни присутствуют у Гоголя даже в "Петербургских повестях". Мир, представленный нам в спектакле, почти целиком условен: ведь речь идёт ТОЛЬКО о жизни духа, о борьбе двух начал в душе человека, о выборе, который вынужден совершить почти всякий художник. Здесь нет никакой нечистой силы, потому что "две бездны" РЕАЛЬНО присутствуют внутри каждого из нас. А в том, что Е. Редько - актёр "во вкусе Достоевского", я и раньше не сомневалась.

Гостья: Портрет. РАМТ. 22.05.2009 Второй зрительский ряд однозначно подтверждает то, что было увидено/подмечено раньше - издалека. Вот, кажется, так просто: посмотреть спектакль. Отметить превосходную актерскую игру - у Евгения Редько мимическая живость лица сочетается с изящностью пластики и очень красивой тембровкой голоса. Заслушаться музыкой... а гобоист Алексей Уткин удивительно красив, на сцене держится артистически-утонченно и сдержанно - создавая с экспрессивностью Е.Редько замечательное сочетание. Послушать текст Гоголя - а уж тут каждое слово на единственно возможном месте... и часто на месте неожиданном. Отаплодировать. Подарить цветы. Возможно, написать несколько слов, отметив наиболее яркие театральные моменты. Рассказать друзьям - порекомендовав... И всё. Ан нет... Сочетание немыслимого гоголевского текста, немыслимой музыки и немыслимой актерской игры - дают в итоге не просто НАДтеатральное, а, пожалуй, НАДчеловеческое. Таких спектаклей мало. Но я их люблю. Люблю, когда театру удается взломать мою душу, прополоть ее, будто Авгиевы конюшни - вымыть всё накопившееся... и насадить новых семян. Да, опять вырастут розы вместе с чертополохом... Но это будут иные розы. И чертополох будет - иной. Спектакль, который надо (и буду!) смотреть еще. Потому что... ЗАМЕЧАТЕЛЬНО!

Кареглазая: http://nika-stasy.livejournal.com/40341.html Специально не копирую - посмотрите комменты ;)

Aria: Кареглазая спасибо

Амура: http://wondermonger.livejournal.com/137050.html Сходила в РАМТ на спектакль "Портрет" по Гоголю реж. Бородин. Очень сильный. Я бы назвала его моноспектакль с оркестром. Начать стоит с декораций- части рамы от картины, развешанные на сцене. В спектакле участвует Актер( Евгений Редько) и оркестр с солистом на гобое. Редько держит 1, 5 часа весь зал в напряжении, читая почти безостановочно Гоголя. Перевоплощаясь в диалогах, меняется целиком- голос, манеры, одежда, даже прическа соответствует времени ( кто читал помнит, что по сюжету между написанием портрета и аукционом проходит 30 лет). У меня было ощущение, что я "живу" в этом спектакле, чувствую безумие Чарткова. Действие сопровождается музыкой Бриттена, Штрауса, которая тоже является "героем" спектакля, создает атмосферу. На мой взгляд один из сильнейших спектаклей, которые я видела, сравним с "Отравленной туникой" Фоменко.

Мишель: Такая повесть никогда не родилась бы в шумной, вечно спешащей Москве. В городе, где и сейчас, несмотря на многочисленные застройки, есть много зелени и Милые сердцу Воробьевы горы. Это истинно Петербургская повесть. Повесть вымученная и страшная, повесть-морок, где Петербург мистический и странный дышит в каждой строке, где талант продается, а все предметы обретают иной, странный и жутковатый смысл. Эта повесть - предвестие грядущего безумия автора. Все начинается едва ты попадаешь в зал. Он по периметру увешан полощущимися от сквозняка портретами. Гоголь ли это... Нет, не совсем. Профили, искаженные лица, словно наплывают на зрителя, создавая неповторимую атмосферу. Сцена открыта. там все подчинено одной идее - показать мир художника. Рамы - не только часть интерьера и декорации, они подобны жителям этого пространства. В глубине сцены небольшой помост, на котором стоят пюпитры, оформленные под картины в рамах. Картин нет - но их легко представить. В углу авансцены стоит кровать. Герой появляется откуда-то из темноты, он медленно ходит, рассматривая картины и рассказывает. Герой один - и это, несомненно, удача спектакля. Будь на сцене все персонажи, описанные Гоголем, он потерял бы мистицизм и ужасность. Второй полноправный герой - оркестр. Скрипки, виолончели и божественный гобой - это что-то невероятное. Это не только создаваемое настроение, но передача малейших движений души героя. Вот он мечтает и музыка, подобно ручейку струится над его головой. А вот ночное видение - гобой тревожно звучит в тишине каморки, это и лунный свет, пробивающийся в окно и падающий на зловещий портрет и оживающий ростовщик, и мучительная ночь. Вот Чертков приходит в Академию оценить картину друга. Недавняя кровать ставится на попа, в ней открываются окошки. Будто свежим ветром повеяло на знаменитость, словно светлый день, солнечный луч заскользил по сцене. Это нежное звучание скрипки взбудоражило наше воображение, это восхитительная картина, созданная другом и все перевернувшая в душе Черткова. А в финале, когда портрет пропадает, звучит уже зловещая музыка. И от сквозняка колышутся полотна в зале, начинает казаться, что вот-вот выскочит откуда-то из темноты ростовщик. Герой Редько, взнервленный в начале, по мере восхождения к вершинам славы становится степенным, спокойным, будто ничего не может поколебать его спокойствия. Но как он меняется, все: лицо, интонации, движения, как только видит картину. Глаза блестят от восторга, но и зависть сквозит в них. Он долго, мучительно долго смотрит куда-то вдаль... Он вглядывается в картину, словно вбирая ее в себя. Как тонко переданы мучения его, когда он понимает, насколько безразличен талант светскому обществу. Как важен лишь внешний лоск и презентабельность. С каким азартом и безумным блескомв глазах носится он, скупая произведения искусства. Как бешено набрасывается на них, уничтожая одно за другим. Вторая часть спектакля - рассказ о другом художнике, почувствовавшем, понявшем силу портрета. И дьявольскую личность того, кто его заказал. Тут актер играет и сына художника и самого художника. И весь аукцион изображает сам. Вот от рассказа он переходит к действию. Затывает на месте привстрече с ростовщиком со словами: Совершеннейший дьявол. С восторгом принимается за портрет. Ужас, тяжесть, тоска - все отражается на лице персонажа и в его согнувшейся фигуре. И глаза. Странные, немного страшные, с зарождающимся подозрением и капельками зависти. Как он меняется, стоило лишь избавится от портрета. Взгляд светлеет, распрямляются плечи. Он хочет предупредить всех о портрете. А потом уходит в скит. Запрокинув голову, стоит на коленях, посылая небу молитвы об очищении. Старческим, слабым голосом просит он своего сына уничтожить портрет. И ужас застывает на лице молодого человека, когда он видит, что портрет пропал. И звучит что-то зловеще-траурное в музыке. http://community.livejournal.com/deti_stepanovoi/88510.html

Джули: Пропущенный портрет "Дом актера" Автор: Павел РУДНЕВ Актер Евгений Редько всегда был украшением труппы Молодежного театра. Это всегда знали профессионалы и театралы, но очевидным для простой публики этот факт не был. Редько, кажется, совершенно не монтируется с кино — к примеру, актер, правда, в очень скверном фильме "Дура" выглядит беспомощно и необаятельно, картонно, формально. Не так в театре — когда Редько на сцене, кажется, в него одного вселились сразу несколько демонов игры. Его актерская природа — интеллектуальная страстность: у него талантливое и "умное" тело, способное к концентрации осмысленной энергии, сосредоточёнии мысли в жесте. Редько — актер точного жеста; юркий и жилистый, ироничный, самоедски устроенный, этот кудрявый оратор с мужественным и грубым лицом способен владеть зрительным залом, зажигая не стихией и не театральностью, не улыбкой и не изяществом, а только и исключительно — концентрации интеллектуальной энергии, силой мысли, волей к цели. Герои Редько твердо знают и чувствуют, чего хотят, и знают, как этого добиться. Евгению Редько хорошо бы удались роли тиранов и царей, если бы не алогичная пластика, дисгармоничное лицо, нецарственная внешность. Он — актер отрицательного обаяния. Его герои — бесы, но мелкие, изжевавшие самих себя сомнением и сарказмом, иронией и язвительностью. Его герой — объект борьбы с самим собой. И их воля, их целеустремленность, их мыслительная энергия есть результат недовольства собой. Самоирония и неутомимость внутренней борьбы гонит их на публичные действия. Прошлый год принёс Редько, пожалуй, впервые "общетеатральную" славу. Он сыграл Виссариона Белинского — главное актерское свершение в многочасовом "Береге утопии" Алексея Бородина, спектакле важном и этапном. Физический рисунок невзрачного, зажатого разночинца Белинского у Редько — точен, но и резок, взвинчен, по-хорошему истеричен. Это живчик в ущербном, уязвленном теле. Евгений Редько играет в своем Белинском всё: и величие первого критика эпохи, и иронию (но, к сожалению для Белинского, не самоиронию), и эту фантастическую борьбу человека со своим телом, мельчайшую пластику — болтающиеся и "забалтывающиеся" руки, эту нервную, подвижную от знака вопроса до знака восклицания спину. Редько играет и духовный подвиг: умение и необходимость остаться со своей страной, чтобы умереть в ней. Редько фиксирует в Белинском моментальное возгорание интеллекта, когда критик начинает говорить, и моментальное стушевывание, самосжимание, когда мысль уходит. Такой Белинский умеет равным образом и сжевать самого себя, и распрямиться, как сжатый в кулак кусок бумаги. Он играет смертельную болезнь Белинского не как болезнь, но как роковое распоряжение судьбы. Он играет и "заигрывание" позднего Белинского, это его барское: "Да я вам Гоголя открыл", эту чудовищную нетерпимость и критическую спесь по отношению к его "Выбранным местам из переписки", это страшное в позднем Белинском "завышение" своего статуса, находящего в себе силы и право задвигать на "свое место" Пушкина и Гоголя. Евгений Редько играет капризного творца русской литературы, ревниво относящегося к детям своим. И вот "Портрет" — моноспектакль на большой сцене. Алексей Бородин ставит странную страшную гоголевскую повесть об ответственности художника за допуск своих фантазий в реальную жизнь. Тема искусства, негативно влияющего на реальность, тема разгула безответственной фантазии — обостренная тема нашего времени. Режиссер Бородин и актер Редько не дают своему Чарткову ни единого шанса понравится зрителю. Для них он изначально племени самого подлого, ничтожного. Физиологически неприятная личность — гнилой, гадкий. Приспособленец, выскочка, завистник Чартков Евгения Редько, словивший первый успех, чуящий фарт, играет щенячью радость — суетится, бегает, безумствует, болтает руками небрежно и некрасиво с какой-то мелкой убогенькой гадливой радостью. Переживая успех очень физиологически, очень неаккуратно, неделикатно, Чартков словно бы танцует ритуальный танец торжествующей посредственности, нашедшей уютную нишу и вечное пропитание. Чуть позже, почивая на лаврах, Чартков усядется на лежащую картинную раму, поджав ноги — ну точно как дед-щукарь на завалинке. Расселся на искусстве, разжился, заматерел. В сцене безумия Чарткова, когда озлобленный художник начинает уничтожать предметы красоты, находящиеся выше того, что создал он, Редько использует лежащий на планшете багет как преград щит от целого мира, в котором еще так много красоты. Той красоты, которую возненавидел бездарь, удачливый ремесленник как своего врага. Из-за барьера Чартков, этот убийца и потрошитель красоты, вдоволь натешившись своим унылым делом, выглядывает уже не как человек, но как элобный тролль, затравленный, неудовлетворенный, ущербный, словно поигрывая ножичком, в котором художник нашел орудие возмездия за растраченный талант. Изящен и полон глубокого смысла момент перехода из первой истории "Портрета" ко второй. Алексей Бородин использует простейший прием — переодевание, Но обогащает его серьезной, внятной театральной магией. История Чарткова завершена, художник уходит в небытие; и теперь начинается настоящая история портрета. Зловещее изображение старика-ростовщика, пожелавшего жить вечно в произведении искусства, должно быть уничтожено. Сын другого живописца, в минуту душевного смятения сотворившего неблагодатный образ, ищет по свету картину, уязвившую сознание не одного современника. Евгений Редько переодевается на сцене, забытовляя спектакль. Меняется стиль и фигура рассказчика. меняется темперамент, смысл образа. От безумца с тлеющим уродливым сознанием — к благопристойному гражданину человеку долга и поступка. Долго, подробно, наглядно расчесывал густые волосы, превращая чартковский колотун в благообразное, волна к волне руно, Евгений Редько в этот момент похож на какого-нибудь мифологического героя, который от ритуала с расческой наливается силой, чувством правды. В этом жесте расчесывания есть великолепие человека, способного в экстремальной ситуации собрать волю в кулак, сосредоточиться, нацелиться. Особенность постановки Алексея Бородина — живая музыка. Ансамбль солистов "Эрмитаж" под управлением гобоиста Алексея Уткина фланирует по сцене, вторгается в действие, работает не как фон, а вступает во взаимоотношения с монологами Евгения Редько. Они играют музыку дискомфорта, диссонанса — взволнованные, мятущиеся барочные пьесы, вихри и порывы Бенджамина Бритгена. И если в первой части музыка словно бы огибает Чарткова, не замечая его, но все равно «капая» на мозг нотами душевного разлада, "помогая" Чарткову сойти с ума, то во второй части музыка стремится поддержать напор и волю уничтожителя "неправильной красоты". Монолог Редько то спорит со звуками оркестра, то соглашается пойти у них на поводу. Вторая часть — это удивительный и сложный диалог текста и музыки, своеобразная "саундрама" от режиссера Алексея Бородина. И вдруг в нём, режиссере традиционного, академического толка, вызревает неожиданный смелый дерзкий авангардист. У Алексея Бородина и Евгения Редько вышел серьезный и красивый спектакль об ответственности художника за творчество, спектакль, в котором — через религиозную тему, звучащую в финале «Портрета», — его создатели выходят к разговору о нравственной проблеме позднего Гоголя, который мучается тем, что не может оставить свое дурное творение на земле. Мятежный автор "Портрет" очень боялся бросить такую идею в жизнь, действие которой уже не остановить. Павел Руднев Газета "Дом актера", № 5, 2009



полная версия страницы